Сформирован единый подход к обеспечению работы по профилактике и противодействию коррупции в организациях
Для российских организаций разработаны методические рекомендации по принятию мер по предупреждению и противодействию коррупции. Они подготовлены Минтрудом России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, Торгово-промышленной палатой РФ, общероссийскими общественными организациями "Российский союз промышленников и предпринимателей", "Деловая Россия" и "ОПОРА России".
Как отмечает директор Департамента развития госслужбы Дмитрий Баснак, методические рекомендации, в первую очередь, адресованы коммерческим организациям, хотя могут применяться широким кругом юридических лиц независимо от формы собственности, организационно-правовой формы и отраслевой принадлежности.
Целью методических рекомендаций определено формирование единого подхода к обеспечению работы по профилактике и противодействию коррупции в организациях. Задачами рекомендаций являются:
- информирование организаций о нормативно-правовом обеспечении работы по противодействию коррупции и ответственности за совершение коррупционных правонарушений;
- определение основных принципов противодействия коррупции в организациях;
- методическое обеспечение разработки и реализации мер, направленных на профилактику и противодействие коррупции в организации (раздел 1 Методических рекомендаций по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции).
Документом установлены общие подходы к разработке и реализации антикоррупционной политики организации. Под такой политикой понимается комплекс взаимосвязанных принципов, процедур и конкретных мероприятий, направленных на профилактику и пресечение коррупционных правонарушений в деятельности данной организации. Сведения о реализуемой антикоррупционной политике рекомендуется закреплять в едином документе, отражая в нем следующие вопросы:
- цели и задачи внедрения антикоррупционной политики;
- используемые в политике понятия и определения;
- основные принципы антикоррупционной деятельности организации;
- область применения политики и круг лиц, попадающих под ее действие;
- определение ответственных за реализацию антикоррупционной политики должностных лиц;
- определение и закрепление обязанностей работников и организации, связанных с предупреждением и противодействием коррупции;
- установление перечня реализуемых организацией антикоррупционных мероприятий, стандартов и процедур и порядок их выполнения;
- ответственность сотрудников за несоблюдение требований антикоррупционной политики;
- порядок пересмотра и внесения изменений в антикоррупционную политику.
Напомним, что с 1 января 2013 года на организации возложена обязанность разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции. К таким мерам относятся:
- определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
- сотрудничество организации с правоохранительными органами;
- разработка и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;
- принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;
- предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
- недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов (ст. 13.3 Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции").
Дмитрий Баснак уточнил, что основной акцент в методических рекомендациях сделан на необходимости проведения организациями систематической оценки коррупционных рисков, создания процедуры выявления и урегулирования конфликтов интересов, внедрения стандартов поведения, развития внутреннего контроля и организации работы специализированных подразделений по противодействию коррупции.